На фоне постоянно звучащих призывов о
привлечении инвестиций мало кто задается вопросом: кому они выгодны?
Инвесторов привлекают субъекты федерации, и это увеличивает валовый
региональный продукт, снижает показатели безработицы. Но нужно ли
требовать привлечения инвестиций от муниципальных образований? Об этом
дискутируют мэр города Гагарина Смоленской области, председатель
подкомитета по привлечению инвестиций в муниципальные образования
Комитета ТПП РФ по инвестиционной политике Александр Гринкевич,
президент Ярославской торгово-промышленной палаты Валерий Лавров и
президент Тверской торгово-промышленной палаты Леонид Мусин.
По мнению мэра города Гагарина Александра Гринкевича, у муниципальных образований отсутствует мотивация. Реально любой инвестпроект реализуется на территории муниципального образования поселения, входящего в состав муниципального района, а уже затем – в состав субъекта федерации. Но при этом интерес поселения минимален, так как налог на прибыль, на имущество юридических лиц, 90% НДФЛ уходят в бюджеты других уровней. В то же время нет никаких оснований полагать, что из бюджетов района, субъектов РФ возможна какая-либо преференция для муниципальных поселений, активно ведущих инвестиционную политику. Поэтому заинтересованности муниципалитетов в привлечении инвестиций практически нет. На мой взгляд, это серьезный повод для возможной законодательной инициативы ТПП РФ. Президент Ярославской торгово-промышленной палаты Валерий Лавров считает, что для бизнеса непривлекательны вложения в инфраструктуру. Свою роль играет и отсутствие квалифицированных кадров по инвестиционному анализу территорий. По мнению президента Тверской торгово-промышленной палаты Леонида Мусина, к этим проблемам нужно добавить отсутствие готовых инвестиционных площадок, неспособность продвигать свой инвестиционный потенциал, грамотно подать и прорекламировать свои возможности, предложить оригинальные инвестиционные проекты, удаленность от современных информационных систем. Комплексная научная инвентаризация потенциала города, поселка или района и выработка на этой основе бизнес-предложений – первый шаг в привлечении инвесторов, считает он. Но в районах, как правило, нет квалифицированных специалистов, а у многих районных администраций нет доступа даже к информации о разведанных на их территориях полезных ископаемых. «У нас сложилась такая система, в которой все сведения клочками распределены по ведомствам и министерствам», – подчеркнул Леонид Мусин. Сегодня лишь 10% налога на доходы физических лиц (НДФЛ) поступает в бюджеты муниципальных образований поселений, а увеличение этой доли могло бы реально укрепить бюджеты муниципалитетов, уверен Александр Гринкевич. Возможен специальный налоговый режим для инвестора, который в обозначенный законодательством период уплачивает большую долю (до 50%) в местные бюджеты. Это стало бы реальной мотивацией привлечения инвестиций в регионы. Реальным препятствием в развитии инвестиционного процесса являются неурегулированные земельные отношения по распоряжению земельными участками, собственность на которые не разграничена. При наличии в поселениях генеральных планов, правил землепользования и иных градостроительных документов распоряжение земельными участками находится в ведении муниципального района, что приводит к несогласованным действиям по выделению земли. Муниципальные образования поселений, добившихся реальных результатов в инвестиционном развитии, должны получать преференции различного рода на региональном и федеральном уровне, утверждает Александр Гринкевич. По мнению Леонида Мусина, необходим комплексный подход, объединяющий усилия федеральных, региональных и муниципальных органов власти, предпринимательских объединений и независимых источников научных разработок и финансирования. Алгоритм действий, очевидно, должен быть следующий: изучение потенциала территории, подготовка на основе этого анализа опережающей концепции развития муниципального образования, включающей конкретные деловые проекты, определение роли территории в структуре российского и мирового бизнеса, создание промышленных и инвестиционных площадок и сопутствующих условий для инвестирования, продвижение данного продукта к потенциальным инвесторам. Валерий Лавров считает, что необходимо обучать специалистов муниципальных администраций, разработать инвестиционные паспорта территорий, а также программы развития муниципальных образований с указанием источников финансирования. Заметную роль в этом процессе могла бы сыграть и Торгово-промышленная палаты России. По мнению Леонида Мусина, она могла бы выступать как независимый эксперт, обеспечивающий анализ инвестиционных потенциалов и перспектив развития муниципальных образований, разработчик бизнес-планов развития территорий и конкретных инвестиционных проектов и, наконец, основной информационный канал, обеспечивающий взаимодействие муниципальных образований и потенциальных инвесторов. Следует внедрить практику заключения соглашений по содействию и развитию инвестиционной и инновационной деятельности территориальных ТПП с муниципалитетами, считает Александр Гринкевич. В территориальных ТПП следует развивать услуги по инвестиционному или стратегическому планированию и программированию, а ТПП РФ следует рассмотреть вопрос об организации обучения специалистов региональных ТПП по указанным вопросам, уверен Валерий Лавров. Сегодня Тверская торгово-промышленная палата ведет разработку инвестиционных паспортов муниципальных образований. На данный момент готовы четыре инвестиционных паспорта по Калязинскому, Весьегонскому, Кувшиновскому районам, а также Михайловскому сельскому поселению Калининского района Тверской области. В стадии подготовки находятся еще два паспорта, отметил Леонид Мусин. Особое внимание уделяется разделу, включающему инвестиционные проекты. Во-первых, все эти проекты реальны, просчитаны с учетом возможных рисков. Во-вторых, привязаны к стратегии развития района и его специфике. Тульская ТПП представляла паспорта на территории самих муниципальных образований, а также в Тверской торгово-промышленной палате, приглашая деловых партнеров, потенциальных инвесторов. Практически каждая презентация превращалась в серьезный разговор, обсуждение нашей работы и перспектив развития представляемого нами района. Важнейшим элементом продвижения инвестиционных паспортов стали организованные при поддержке комитета ТПП РФ по инвестиционной политике их презентации в Торгово-промышленной палате Российской Федерации. Представители муниципальных образований получили реальные контакты с потенциальными инвесторами – банками, финансовыми группами, промышленными предприятиями, благодаря чему многие проекты были реализованы. «Можно уверенно утверждать, что инвестиционные паспорта принесли и еще принесут конкретные результаты в виде новых производств и рабочих мест, развития налогооблагаемой базы и, следовательно, реального улучшения жизни населения», – заявил руководитель тульской палаты. Дополнительным стимулом к работе стало подписание соглашения о сотрудничестве с правительством Тверской области и Законодательным собранием, сообщил он. Ведутся переговоры с рядом муниципальных образований о подготовке инвестиционных паспортов. Модернизируются информационные носители Тверской ТПП, создается сайт «Электронная Тверская торгово-промышленная палата». Обсуждается вопрос о подготовке на основе наших разработок комплексного плана по социально-экономическому развитию муниципальных образований. От руководства области поступило предложение организовать на базе ТТПП проведение постоянно действующего семинара для глав городов и районов. По инициативе подкомитета по привлечению инвестиций в муниципальные образования Комитета ТПП РФ по инвестиционной политике в Земельный кодекс подготовлены изменения, которые будут рассмотрены в ходе осенней сессии Государственной Думы. В планах – разработка методических рекомендаций о взаимодействии региональных ТПП с муниципалитетами, а также осуществление мониторинга федерального законодательства по вопросам, имеющим отношение к инвестированию в муниципальные образования, сообщил Александр Гринкевич. В Ярославской области департамент инвестиций и ВЭД областной ТПП имеет многолетний опыт успешных работ в области инвестиционного проектирования и стратегического планирования, сказал Валерий Лавров. В рамках данного направления нашими специалистами разрабатываются программы социально-экономического развития территорий, инвестиционные проекты и паспорта территорий, бизнес-планы и другие программные документы. Более 200 проектов имеется в портфеле ЯрТПП для различных отраслей экономики муниципальных районов Ярославской области, а также для других регионов, 65% из них успешно реализованы. Особо значимым в работе департамента инвестиций ЯрТПП, по его мнению, является сотрудничество с главами муниципальных районов и сельских поселений в разработке стратегий и программ социально-экономического развития района. За последние четыре года созданы программы социально-экономического развития для шести муниципальных районов, в том числе две – для Московской области. Со стороны двух субъектов через каждые пять лет (после выполнения проектов в 2001–2007 годах) были повторные обращения, что свидетельствует о высоком качестве работ. Также мы имеем богатый опыт разработки комплексных программ развития ЖКХ районов, муниципальных целевых программ по туризму, сельскому хозяйству и др. В 2012–2013 годах ЯрТПП планирует развивать работы в методическом плане и расширять географию выполнения проектов. Так, например, в настоящее время выполняются проекты для муниципальных образований Ивановской и Владимирской областей, подчеркнул Валерий Лавров.